Эссе «Моя педагогическая философия»
О выборе пути, диалогах с собой и познании мира
Чем дальше ты пойдешь по своему пути, тем сильней он будет определять твою жизнь.
Пауло Коэльо
Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем.
Пауло Коэльо
Наверное, в каждом из нас скрывается или авантюрист, или маленький ребёнок. И иногда, у кого чаще, у кого реже, этот внутренний человечек выглядывает из нас наружу, вертит головой во все стороны, замечает что-то яркое и необычное и…
Что же происходит дальше? Ребёнок протягивает любопытную ручонку к этому новому, желая его изучить, разглядеть и понять. Авантюрист же подстёгивает, шепчет: «Давай, попробуй! Кто не рискует, тот не пьёт шампанского!» Результат и в том, и в другом случае одинаков: спокойный и здравомыслящий до этого момента человек вдруг оказывается в нестандартной ситуации, в которую он («о, что на меня нашло?») попал сам, по собственной воле.
Трудно сказать однозначно, кто живет в моей душе. На три четверти это авантюрист, а на одну четверть это маленький доверчивый и любопытный ребёнок. Результатом их самого громкого заявления о себе оказалось следующее: я пришла работать в школу. «Совершенно безответственный поступок», - сказала я себе, но было уже поздно. «Да ладно тебе, - отозвался авантюрист, - может, ничего страшного и не будет. Утро вечера мудренее!»
Наступило утро – мой первый рабочий день. Это было как гром среди ясного неба. Ребёнок внутри меня понял, что пришло заслуженное наказание за необдуманный поступок, и горько заплакал, размазывая от беспомощности по личику слёзы. Авантюрист задумался и на полчаса замолчал. «ну что, рискнула? Да не умею я этого делать! Вы натворили, а я теперь расхлёбывай!» - кричала я им обоим. Через полчаса моих терзаний авантюрист принял решение: «Да ладно тебе! Ну и что из того, что тебя не слушают ВСЕ дети. А ты думаешь, они слушают остальных учителей? Ну и что из того, что полкласса в конце урока не помнят, с чего ты его начала! Ты думаешь, они все отличники? » а тут, о странное дело, в авантюристе проснулась гордость, и он начал давить на меня с удвоенной силой: «Ты же не можешь быть слабой, борись! Сделай так, чтобы тебя слушали и услышали. А услышав, не забыли. Я знаю, ты можешь». Прослушав эти речи, ребёнок во мне успокоился, вытер слёзки и глянул мне в душу доверчивыми глазами: «Я верю в тебя, у тебя всё получится». после нескольких дней борьбы с этими двумя субъектами моего внутреннего «я» я оказалась повержена на обе лопатки, и выбора уже не существовало. Я принимаю бой с моей педагогической безграмотностью! Задраить люки!
Битва была кровавой: горы книг, море свободного раньше времени, а уж про моральные и физические потери и говорить нечего. Но я победила! Вот они, мои ученики – умные и любознательные, победители различного уровня конкурсов и олимпиад, хорошие студенты и замечательные люди! Вот они, РАБОЧАЯ тишина или РАБОЧИЙ разговор на уроках. Вот оно, признание учителя учениками. Страничка их обсуждения учителей в социальной сети «В контакте» просто греет душу. Значит, всё правильно! Значит, не зря!
«Смотрите! Я это сделала!» - крикнула я внутрь себя. Внутри все довольно молчали. Какое это блаженство, душевная тишина после выпускного вечера. Учебный год закончен, экзамены сданы хорошо…
Но ничто хорошее не длится вечно. «Что это ты тут расслабилась, - заворчал авантюрист, - ты посмотри, какие технологии развиваются. Дистанционное профильное обучение! А эвристические задания в уроки включать кто будет? А как у тебя с аксиологией? А ну-ка, давай, шевелись, учись дальше, совершенствуйся. Нечего стоять на месте!»
И снова бой с собой: книги, компьютер, победы и разочарования…
Так проходят мои рабочие будни. Душа моя мечется между маленьким доверчивым ребёнком («Я верю в тебя!»), между гордым авантюристом, который часто превращается в военного инструктора, сурового и беспощадного («Нечего сидеть, работай! Ты можешь!») и, наконец, между той частью, где, забившись в комок, сидит рассудительная и спокойная «я» (этой части просто интересно: «А что из этого получится?») Мои ученики радуют меня на уроках и после них. А главное – они в чем-то становятся неуловимо похожими на меня, в них просыпаются стремление идти вперёд, совершенствоваться, желание искать нестандартные решения проблем, с которыми сталкиваются в жизни. Мои ученики знают, что на любом уроке информатики могут почувствовать ситуацию успеха, могут обратиться за помощью и получить её. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни, а соответственно, и принесет больше пользы обществу. Это очень важно в нашем стремительном XXI веке. И поэтому каждый мой рабочий день заканчивается очень здорово. Я рада тому, что пришла работать в школу.
Я считаю, что главная задача педагога – научить самостоятельно познавать мир, привить интерес к жизни, то есть помочь человеку стать счастливым. Мы часто говорим: «Найти своё место в жизни». Но как найти это место, если мы практически не знаем жизни. А потому и надо её постоянно изучать (наблюдать, думать, анализировать, искать ответы в книгах) и получать удовольствие от познания. Тогда и становишься счастливым. В науке это называют когнитивными эмоциями.
Перед учеником множество дорог, и педагог может быть для ребёнка просто «дорожным указателем», направляя школьника куда-либо, или «гидом», рассказывая об особенностях маршрута. Но интереснее и полезнее стать старшим другом на пути познания мира. Поэтому я сама должна постоянно учиться. А это даёт возможность и мне быть счастливой. Круг изучаемых вопросов постоянно меняется в зависимости от возникающих задач.
А что же мои герои? У них всё в порядке: ребенок счастлив, так как он не разочаровался во мне, авантюрист пробурчал, что могла бы и лучше, но тоже доволен. Однако… Ну не могут они сидеть долго без дела, и вот уже вертят во все стороны головой, ищут новое и неизведанное на пути к счастью, по которому я иду вместе с моими учениками.
То ли ещё будет…
Свистун Инна Владимировна